Храмы древней Скандинавии

Перейти вниз

Храмы древней Скандинавии

Сообщение  ????? в Вт Янв 05, 2010 12:54 am

Вопрос о храмах и их месте в культуре викингов (и вообще о местах богослужений), на самом деле, весьма неоднозначный. Очевидным здесь можно признать только одно: для викингов, как и для всякого народа, в образе жизни которого присутствуют регулярные перемещения, стационарный храм не мог являться необходимым условием служения богам, как не могло у бородатых дяденек с топорами за поясом быть обязательных воскресных богослужений с благолепным священником в кафедральном храме Св. Одина.

Тем не менее, очевидно, что в местах стационарных поселений непременно должны были появляться некоторые места, считавшиеся священными и связанные с каким-то божеством. Это находит отражение в топонимах типа "луг Одина", "лес Тора". Это также несомненный факт.

"Древнейшие места религиозного культа находились на открытом воздухе, в священных рощах и лугах, перед скалами и холмами или на берегах болотистых озёр, куда бросали приношения. Многие области в Скандинавии изобилуют такими названиями как Луг Одина, Поле Одина, Скала Тора..."
Jacqline Simpson, "Everyday life in the viking age"

Дальше - хуже, поскольку у нас нет однозначного ответа на вопрос, в какой мере эти самые священные места подвергались антропогенной обработке. Достаточно очевидно, что, уж наверное, такое место как-то обозначалось. Некоторые авторы полагают, что священное пространство в такого рода местах могло огораживаться каким-либо способом (частоколом, канатами etc.). Такое пространство, огороженное, например, камнями, и было бы святилищем-"ve". Таким святилищем, в частности, считают комплекс камней в Еллинге, но мне кажется, что это тупо надгробный памятник, тем более, что камни выстроены как раз рядом с курганом, а викинги, всё-таки, вряд ли были склонны строить храмы на мощах, как это принято, например, у христиан или буддистов.

Далее, про храмы-постройки. Были ли они вообще - вопрос весьма и весьма спорный, несмотря на их регулярное упоминание в сагах. Достаточно неплохо эта проблема раскрыта здесь. В двух словах: скорее всего, следует сказать, что места для проведения церемоний, скорее всего, варьировались в зависимости от значимости. На уровне семейного праздника это был, очевидно, собственный дом, на уровне деревни - вполне вероятно, эту роль играл крупный дом, самая крупная ферма хутора, бывшая центром одновременно и хозяйственной, и религиозной жизни.

"Терри Гуннелл несколько развил этот тезис. Основываясь на результатах раскопок в Хоуфстадире (Исландии), единственном месте, где в Исландии видели возможность существования отдельного культового сооружения (оказалось, что это просто большая ферма), он предположил, что центральная ферма могла быть не столько центром хутора для повседневной работы, но так называемым leikskáli, местом, где после окончания дневных работ собирались жители на языческие мероприятия и для игр".
Илайдж, Скандинавское "капище" и его "идолы"

Существовали ли в Скандинавии настоящие храмы для праздненств более крупного масштаба, например, храм в Упсале, часто упоминаемый в поздних источниках, это большой вопрос, поскольку останков храма на данный момент у нас на руках нет.

"В этом храме (капище), который весь разукрашен золотом, народ поклоняется статуям трех богов (Тора, Одина и Фрейра). Золотая цепь окружает храм, вися на крыше здания, так - то идущие к храму издали видят ее блеск. Само же капище стоит на ровном месте, окруженное холмами наподобие театра".
Адам Бременский о храме в Старой Упсале, "История гамбургских архиепископов", 1070 A.D.

Согласно пресловутому Адаму Бременскому в храме в Старой Упсале проводились собрания раз в 9 лет, которые длились 9 дней, на которые собирались люди с дарами со всей Швеции. Кстати, неверным является утверждение, что Адам Бременский писал свою "Историю" в христианские времена, в XI веке Швеция была ещё языческой. Более того, о том, что христиане, не приезжавшие на праздник, должны были платить штраф, и о самом празднике Адам Бременский пишет как о современном ему факте. Правда, в форме, "один мой знакомый христианин рассказывал мне, что в Швеции". То есть речь идёт о пересказе рассказа очевидца. При том и очевидец, и записавший христиане, так что вы можете судить о том, насколько точным является данный источник. Уж, во всяком случае, без преувеличений тут точно не обошлось.

Ссылки для любопытных:
http://norse.ru/culture/common/kapishe.html
http://www3.hi.is/~terry/articles/TerryGunnell-2001_Hof,Halls,Godar_and_Dwarves.pdf

?????
Гость


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения